"Электронный журнал "Азбука права", 20.10.2017

КАК ПОЛУЧИТЬ ВЫПИСКУ ИЗ ПОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КНИГИ
О НАЛИЧИИ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК?

Выписка из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок - это одно из оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу Земельного кодекса РФ, т.е. до 30.10.2001 (п. 3 ч. 1 ст. 49 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Выписку выдает орган местного самоуправления. В ней указывается полное наименование должности лица, уполномоченного выдавать такие выписки, и проставляется печать органа местного самоуправления (примечания 3, 4 к форме выписки, утв. Приказом Росреестра от 07.03.2012 N П/103).

В отдельных регионах наименование этого муниципального органа может отличаться. Таким органом может быть, например, администрация сельского поселения, комитет по управлению земельным имуществом, муниципальное казенное учреждение городского поселения и т.д.

Для получения выписки рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте необходимые документы

Порядок предоставления выписки определяется нормативным актом соответствующего муниципального образования, поэтому в разных муниципальных образованиях он может быть разным. Различными могут оказаться списки документов, необходимых для предоставления выписки, сроки ее подготовки и порядок получения ответа. Поэтому в каждом случае необходимо уточнять порядок получения выписки в администрации органа местного самоуправления конкретного муниципального образования.

Так, например, на территории городского поселения Мытищи Московской области выписка выдается на основании заявления гражданина, поданного на имя главы этого поселения. В заявлении указываются паспортные данные заявителя и иная информация по желанию заявителя, позволяющая идентифицировать земельный участок. К заявлению прилагаются (п. п. 1, 2 Положения, утв. Постановлением главы городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района МО от 07.12.2006 N 148):

1. Архивная справка, выданная архивным отделом администрации Мытищинского муниципального района, с указанием:

- Ф.И.О. гражданина, на имя которого внесена запись в похозяйственную книгу, адреса расположения земельного участка и его общей площади;

- реквизитов похозяйственной книги (номер, дата начала и окончания ведения книги, наименование органа, осуществлявшего ее ведение);

- реквизитов документов, на основании которых в книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок (при наличии необходимых сведений в книге).

2. Справка, выдаваемая отделом по Мытищинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, с указанием:

- назначения земельного участка (указывается категория земель - земли поселений (для приусадебного участка) или земли сельскохозяйственного назначения (для полевого участка));

- вида права, по которому гражданину принадлежит земельный участок;

- кадастрового номера участка, его расположения и общей площади.

Примечание. В случае оформления прав на земельный участок в порядке наследования дополнительно могут быть затребованы документы, подтверждающие права наследника на имущество, в том числе: документы, подтверждающие родство; свидетельство о смерти наследодателя; справка об открытии наследственного дела; свидетельство о праве на наследство и т.д. (ч. 2 ст. 49 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 2. Подайте заявление о выдаче выписки и необходимые документы

Заявление о выдаче выписки из похозяйственной книги подается лично или через уполномоченного представителя в учреждение, предоставляющее услугу по выдаче указанной выписки, или через МФЦ при личном обращении либо направляется почтовым отправлением или через Единый портал госуслуг (п. п. 3, 79 Административного регламента, утв. Постановлением администрации городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района МО от 25.03.2016 N 85).

Образец заявления, как правило, приведен в местных нормативных актах, посвященных описанию порядка получения такой выписки. Кроме того, форму заявления можно получить: в бумажном виде - непосредственно в учреждении, предоставляющем услугу по выдаче выписки, или в МФЦ; в электронном виде - на Едином портале госуслуг, на официальном сайте в сети Интернет, а также по вашему обращению форма может быть выслана по электронной почте (п. п. 25 - 27 Административного регламента).

Обратите внимание!

Выписка из похозяйственной книги о наличии у вас прав на земельный участок предоставляется бесплатно (п. 37 Административного регламента).

Шаг 3. Получите выписку

Способ получения готовой выписки зависит от того, через какой орган подавалось заявление, и определяется вами при подаче заявления. Так, выписку можно получить (п. 129 Административного регламента):

- лично - при обращении в учреждение, предоставляющее услугу по выдаче выписки, или в МФЦ;

- посредством почтового отправления на адрес, указанный в вашем заявлении;

- через личный кабинет на Едином портале госуслуг.

Сроки предоставления услуги определяются соответствующим нормативным актом и в любом случае не могут превышать 30 дней с даты вашего обращения (ч. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Выписка выдается в двух подлинных экземплярах (примечание 1 к форме выписки).

Если вам отказали в предоставлении выписки или не предоставили ее в установленный срок, вы вправе подать жалобу вышестоящему лицу. Такими лицами, например, в Солнечногорске являются руководитель администрации поселения, уполномоченные должностные лица администрации поселения (п. 125 Административного регламента).

Также вы можете обратиться в суд сразу, без предварительного досудебного обжалования (п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ).

Связанные вопросы

Можно ли приватизировать землю, находящуюся на праве постоянного бессрочного пользования? >>>

Как приватизировать земельный участок? >>>

Полезная информация по вопросу

Портал государственных услуг Российской Федерации - www.gosuslugi.ru