"Электронный журнал "Азбука права", 27.06.2017

КАК УТИЛИЗИРОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ?

В настоящее время в целях стимулирования спроса на новые автомобили автопроизводителями за счет собственных средств реализуются корпоративные программы обновления парка (утилизации автомобилей). В рамках этих программ покупатель может сдать бывший в употреблении автомобиль на утилизацию или в "трейд-ин" и выбрать новое транспортное средство в соответствии с условиями акции и специальными предложениями. Поэтому, если вы планируете утилизировать старый автомобиль и получить скидку на приобретаемый взамен новый автомобиль, рекомендуем узнать о наличии возможности воспользоваться программой утилизации на сайтах автопроизводителей, а также в салонах официальных дилеров.

Если вы не планируете приобретать новый автомобиль, то для утилизации имеющегося автомобиля рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Выберите утилизирующую организацию и заключите с ней договор на утилизацию

Автовладельцам, решившим утилизировать свой автомобиль, необходимо самостоятельно найти организацию, которая оказывает такие услуги.

В рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автомобилей Минпромторг определил перечень пунктов утилизации автомобилей, к которым в г. Москве относятся: ГУП "ЭкоТехПром", ГУП "Мосавтохолод", ООО "Промышленная компания "Вторалюминпродукт", ГУП "Инженерный центр-Полигон", ООО "Промышленная компания "Втормет".

Если в отношении транспортного средства был уплачен утилизационный сбор, о чем имеется соответствующая отметка в ПТС, выданном после 31 августа 2012 г., то вам гарантировано безвозмездное предоставление услуги по утилизации автомобиля (п. 9 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ; ст. 3 Закона от 28.07.2012 N 128-ФЗ). Такие услуги оказывают организации, которые уполномочены на это Минпромторгом и имеют соответствующие лицензии.

Если утилизационный сбор не был уплачен, то услуги по утилизации оплачиваются по расценкам организации, в которую вы обратились. Однако, как правило, автовладельцу и в этом случае не придется платить деньги, так как сдаваемый на утилизацию автомобиль имеет определенную цену: стоимость металла, покрышек, аккумулятора и пр. А договор на утилизацию предусматривает зачет оплаты за утилизацию суммой компенсации за сдаваемый автомобиль. Поэтому рекомендуем предварительно уточнить в выбранной организации порядок оплаты и (или) наличие компенсации.

Утилизирующая организация может предоставлять дополнительные услуги, например транспортировку утилизируемого автомобиля, помощь в снятии автомобиля с регистрационного учета в МРЭО ГИБДД.

Шаг 2. Снимите автомобиль с регистрационного учета в связи с утилизацией

Автовладельцы обязаны ежегодно уплачивать транспортный налог с каждого транспортного средства, поставленного на учет (п. 1 ст. 358 НК РФ). Налог исчисляется на основе данных ГИБДД, предоставляемых в налоговые органы (п. 1 ст. 362 НК РФ). Поэтому, чтобы не платить этот налог, очень важно помимо физического уничтожения автомобиля снять его с регистрационного учета в МРЭО ГИБДД (п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001).

Это можно сделать как до, так и после фактической утилизации автомобиля. При этом нет необходимости везти его в МРЭО ГИБДД. Достаточно представить следующие документы (п. п. 15, 17.1, 65 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605):

- заявление о снятии автомобиля с регистрационного учета, указав в нем в качестве основания для снятия с учета утилизацию;

- паспорт гражданина РФ;

- документ об уплате госпошлины в размере 350 руб. за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат (пп. 40 п. 1 ст. 333.3 НК РФ), если по заявлению собственника или владельца транспортного средства такое свидетельство ему выдается. Данный документ представляется по желанию;

- ПТС (при наличии);

- свидетельство о регистрации транспортного средства (при наличии);

- акт об утилизации (при наличии);

- государственные номерные знаки (при наличии).

Фактически автовладелец вправе снять автомобиль с учета, предъявив только заявление и свой паспорт.

Все регистрационные документы, знаки и ПТС сдаются в регистрационное подразделение (п. 43 Правил). Если у вас нет при себе этих документов и знаков, достаточно объяснить причину их отсутствия.

Шаг 3. Передайте автомобиль выбранной организации для утилизации

Договоритесь с выбранной организацией о времени передачи автомобиля на утилизацию. После утилизации организация должна выдать вам акт об утилизации, подтверждающий факт уничтожения автомобиля.

Если у вас нет времени или желания ходить по инстанциям, вы можете обратиться к посреднику (организации или физическому лицу), который соберет все необходимые документы, снимет ваш автомобиль с учета в МРЭО ГИБДД, вывезет его, утилизирует и передаст вам акт об утилизации.

Обратите внимание!

Возможна ситуация, когда собственник продает автомобиль по "генеральной" доверенности с договоренностью о том, что покупатель компенсирует уплаченный транспортный налог. Однако через какое-то время покупатель "пропадает", а у собственника остается обязанность уплачивать налог, поскольку автомобиль не снят с регистрационного учета.

В такой ситуации, чтобы не уплачивать транспортный налог, собственник может подать в ГИБДД заявление о снятии автомобиля с учета в связи с утилизацией, то есть осуществить не фактическую, а формальную утилизацию.

После этого в базе данных ГИБДД устанавливается пометка о наложении ограничения на автомобиль и его фактический владелец уже не сможет его продать или пройти технический осмотр. Если такую машину остановят сотрудники ДПС, то она будет помещена на штрафстоянку и собственнику придет уведомление об эвакуации.

В дальнейшем, если пропавший покупатель обнаружится, автомобиль можно будет восстановить из утиля, обратившись в ГИБДД.

Связанные вопросы

Кто уплачивает утилизационный сбор? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт ГИБДД МВД России - www.gibdd.ru

Портал государственных услуг Российской Федерации - www.gosuslugi.ru