"Электронный журнал "Азбука права", 27.06.2017

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ
НЕ ПЛАТИТ ПО ДОГОВОРУ ОСАГО?

С 01.09.2014 установлены особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования владельцев транспортных средств, которые применяются к отношениям, возникшим после указанной даты (ч. 15 ст. 5 Закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ).

Надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору ОСАГО признается осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в сроки, установленные законом (п. 2 ст. 16.1 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Если вы обратились к страховщику с заявлением о страховом возмещении (выплате) или прямом возмещении убытков и с приложением необходимых документов, однако в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня принятия к рассмотрению вашего заявления и документов страховщик не произвел страховую выплату, не выдал направления на ремонт транспортного средства потерпевшего, направил письменный отказ в страховом возмещении, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма (п. 21 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

При организации в предусмотренных законом случаях проведения восстановительного ремонта потерпевшим самостоятельно на выбранной им станции технического обслуживания по договорам, заключенным после 28.04.2017, срок выдачи страховщиком направления на ремонт - 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней (п. п. 15.3, 21 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 4 ст. 3 Закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ).

Шаг 1. Проведите независимую экспертизу и подготовьте доказательства причинения вреда жизни или здоровью

Независимая экспертиза проводится для установления величины причиненного вреда. Указанную экспертизу организует потерпевший самостоятельно и за свой счет в сертифицированной экспертной организации и по результатам получает экспертное заключение (отчет эксперта).

Обратите внимание!

В случае если вы не представили поврежденный автомобиль или его остатки для осмотра и (или) независимой экспертизы в согласованную со страховщиком дату, вы не вправе самостоятельно организовывать независимую экспертизу (оценку), а страховщик вправе вернуть без рассмотрения представленное вами заявление. Результаты самостоятельно организованной экспертизы в таком случае не принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения (п. 11 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

Если в заявлении потерпевшего страховщику о страховом возмещении указывалось требование о страховой выплате по факту причинения вреда жизни или здоровью и прикладывались соответствующие документы - подготовьте копии этих документов для осуществления следующего шага.

Шаг 2. Направьте страховщику претензию

Претензия направляется с приложением документов, обосновывающих требование потерпевшего, - подтверждающих факт заключения договора, факт наступления страхового случая, величину причиненного имущественного вреда (экспертное заключение) и величину вреда жизни или здоровью. Страховщик рассматривает претензию в течение десяти дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить требование потерпевшего о надлежащем исполнении обязательств по договору ОСАГО или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования (п. 1 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).

Примечание. Указанный десятидневный срок рассмотрения страховщиком претензии потерпевшего подлежит применению к отношениям между страховщиком и потерпевшим, возникшим в связи с ДТП, имевшими место после 04.07.2016 (п. 4 ст. 3 Закона от 23.06.2016 N 214-ФЗ).

При наличии разногласий между страховщиком и потерпевшим относительно размера вреда, подлежащего возмещению по ОСАГО, страховщик в любом случае обязан произвести страховую выплату в не оспариваемой им части (п. 4.25 Положения, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).

Если ответ страховщика на претензию не удовлетворит потерпевшего или ответа не последует в указанный выше срок, переходим к следующим шагам.

Шаг 3. Обратитесь с иском в суд

В случае отказа страховой компании добровольно удовлетворить требование о страховом возмещении потерпевший вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа и морального вреда (п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

К отношениям, возникающим из договора страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей, в том числе в части альтернативной подсудности и освобождения от уплаты госпошлины (п. 2 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; п. 2 Постановления N 17).

Так, потерпевший (истец) вправе по своему выбору обратиться с иском в суд по месту нахождения ответчика, по месту жительства или пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора страхования (п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1).

К исковому заявлению необходимо приложить копии иска в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле, копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие досудебный порядок урегулирования спора. Например, заявление потерпевшего в страховую компанию, претензию и отказ страховой компании добровольно удовлетворить требования потерпевшего с отметкой страховой компании о его принятии либо уведомление о вручении, если документы направлялись по почте (ст. 132 ГПК РФ).

Потерпевший (истец) освобождается от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; п. 2 Постановления N 17).

Примечание. При удовлетворении судом требований истца, которые не были удовлетворены ответчиком добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере 50 процентов от неудовлетворенной добровольно суммы, присужденной судом в пользу истца (п. 3 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. п. 2, 46 Постановления N 17).

Следующие шаги применяются как дополнительные меры, направленные на восстановление порядка и законности в деятельности страховой компании, исполняющей свои обязательства по договору страхования ненадлежащим образом.

В силу значительных временных затрат на эти процедуры следующие шаги рекомендуется выполнять параллельно с шагом 3.

Шаг 4. Направьте жалобу на действия страховой компании в РСА

Российский союз автостраховщиков (РСА) принимает жалобы и обращения от страхователей и потерпевших на действия страховых организаций - членов РСА (ст. 25 Закона N 40-ФЗ).

Справка. Куда можно направить жалобу или обращение в РСА

Жалобы и обращения РСА принимает в г. Москве по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3. Телефон Управления по работе с обращениями граждан (495) 771-69-44, доб. 630, 562, 157 (пп. "и" п. 1 ст. 26 Закона N 40-ФЗ).

Жалобу можно также направить по электронной почте на адреса: request@autoins.ru, rsa@autoins.ru.

Также по всем вопросам можно обращаться по бесплатным номерам горячей линии РСА: 8-800-200-22-75, (495) 641-27-85 (для жителей г. Москвы).

Анонимные жалобы РСА не рассматривает.

Сроки рассмотрения жалоб и заявлений страхователей и потерпевших исчисляются со дня поступления обращений в РСА. Жалобы и заявления разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в РСА, если для принятия решения по ним не требуется запрашивать дополнительные материалы и объяснения. В случае направления запроса члену РСА, чьи действия обжалуются, а также дополнительной проверки либо принятия других мер, необходимых для детального рассмотрения поступившей жалобы, общий срок рассмотрения может быть продлен на срок получения дополнительных материалов. Заявителя уведомят об этом письменно.

Шаг 5. Направьте жалобу на действия страховой компании в Департамент страхового рынка Банка России

Банк России осуществляет функции по надзору в сфере страховой деятельности (пп. 7 п. 1 ст. 4.1, п. 3 ст. 30 Закона от 27.11.1992 N 4015-1; Информация Банка России от 28.02.2014).

Надзор за деятельностью страховых организаций осуществляется в том числе в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, для защиты прав и законных интересов страхователей и иных заинтересованных лиц (п. 2 ст. 4.1, п. 1 ст. 30 Закона N 4015-1).