"Электронный журнал "Азбука права", 21.11.2017

В КАКОЙ СУД И В КАКОЙ СРОК ОБРАЩАТЬСЯ
ЗА ЗАЩИТОЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?

За защитой своих прав потребители вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Дела о защите прав потребителей рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке искового судопроизводства. В суд необходимо представить исковое заявление, содержащее обязательные реквизиты (п. 1 ч. 1 ст. 22, ч. 1, 2, 4 ст. 131 ГПК РФ; п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

Подсудность дел о защите прав потребителей

По выбору потребителя иск может быть предъявлен (ст. 28, ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ; п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1):

1) по месту жительства или пребывания потребителя;

2) по месту нахождения ответчика - организации или ее филиала (представительства) либо по месту жительства ответчика - индивидуального предпринимателя;

3) по месту заключения или исполнения договора (продажи товара, выполнения работы, оказания услуги).

Таким образом, потребитель сам выбирает наиболее удобное для него место обращения в суд.

При цене иска не более 50 тыс. руб. иск подается мировому судье, а свыше указанной суммы - в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Примечание. Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).

Обязательность досудебного разрешения спора

Иногда для обращения в суд необходимо соблюсти порядок досудебного разрешения возникшего спора (например, спора по недостаткам туристского продукта, по качеству услуг связи). В таких случаях подать исковое заявление можно только после отказа продавца (изготовителя, исполнителя) добровольно удовлетворить требования потребителя или при отсутствии ответа на претензию потребителя (ч. 8 ст. 10 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ; ч. 4 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ).

Однако, как показывает практика, и тогда, когда досудебное урегулирование возникшего спора необязательно, направление претензии продавцу (изготовителю) товара или исполнителю работы (услуги) до подачи иска позволяет разрешить спор без судебного разбирательства или облегчает в дальнейшем доказывание вашей позиции в суде.

Кроме того, при удовлетворении судом ваших требований, которые не были выполнены продавцом (изготовителем, исполнителем) добровольно, суд взыскивает с ответчика в вашу пользу штраф в размере 50% присужденной вам суммы (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления N 17).

При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные вами судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).

Срок предъявления искового заявления в суд

Требования в отношении недостатков товара или выполненной работы (оказанной услуги) могут быть заявлены потребителем в суд в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 196 ГК РФ; Определения Московского городского суда от 04.09.2014 по делу N 33-34057, от 12.01.2012 по делу N 33-362).

Обратите внимание!

Выплачиваемые гражданам суммы неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей облагаются НДФЛ. Компенсация морального вреда НДФЛ не облагается (п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015).

Связанные вопросы

Каковы сроки предъявления претензии для защиты прав потребителей? >>>

Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей? >>>

Как перечислить госпошлину в бюджет? >>>

Каков порядок налогообложения НДФЛ сумм возмещения судебных расходов? >>>