"Электронный журнал "Азбука права", 21.09.2017

КАК ПЕНСИОНЕРУ ПОЛУЧИТЬ АДРЕСНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ?

Предоставление адресной социальной помощи (далее - АСП) регулируется на уровне субъектов РФ.

Такую помощь предоставляют органы власти субъекта РФ, например министерство, департамент или комитет социальной защиты населения субъекта РФ, за счет субсидий из бюджета ПФР, если ее оказание предусмотрено региональными социальными программами (разд. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 N 215-ПП; п. 11 Административного регламента, утв. Распоряжением Минсоцзащиты МО от 27.11.2014 N 18РВ-96; п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 N 456).

Для получения АСП рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, имеете ли вы право на получение АСП

В г. Москве АСП оказывается, в частности, гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, среднедушевой доход семей которых на дату обращения за оказанием помощи равен или ниже полуторной величины прожиточного минимума на душу населения в Москве (разд. 2 Положения; Порядок, утв. Постановлением Правительства Москвы от 19.06.2014 N 351-ПП).

Справка. Величина прожиточного минимума на душу населения в г. Москве

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в г. Москве за I квартал 2017 г. составляет 15 477 руб. (п. 1 Постановления Правительства Москвы от 13.06.2017 N 355-ПП).

Такая помощь предусмотрена в виде (разд. 1 Положения):

- материальной (денежной) помощи;

- продовольственной помощи;

- вещевой помощи.

В Московской области предусмотрена материальная помощь в денежной и натуральной форме (п. п. 10, 15 Административного регламента).

Так, пенсионер в Московской области, который находится в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей его жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, болезнь, безработица, жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно, вправе получить материальную помощь.

Основанием для получения материальной помощи могут быть чрезвычайные ситуации, сложившиеся в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, военных действий, террористических актов, повлекших за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и имущественные потери граждан (п. 3 Административного регламента).

Шаг 2. Напишите заявление в орган соцзащиты или МФЦ с указанием способа получения материальной помощи

АСП оказывается по заявлению и в соответствии с индивидуальной нуждаемостью обратившегося. При этом факт оказания одного вида помощи не может являться основанием для отказа в оказании другого вида помощи (разд. 1 Положения).

Заявление можно подать в орган соцзащиты по месту жительства или через МФЦ (пп. "а" п. 26 Административного регламента; разд. 3 Положения).

Сумма материальной помощи может быть перечислена на лицевой счет пенсионера-получателя, открытый им в любой кредитной организации, на счет Федерального почтового отделения связи либо через кассу территориального подразделения органа соцзащиты (п. 123 Административного регламента; разд. 3 Положения).

Шаг 3. Подготовьте необходимые документы

Вам понадобятся следующие документы (п. п. 26, 27 Административного регламента; разд. 3, 4 Положения):

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством РФ;

- документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);

- справка о доходах семьи;

- пенсионное удостоверение;

- документы, подтверждающие сложившуюся трудную жизненную ситуацию, наличие чрезвычайных обстоятельств (акт обследования, выписки из похозяйственных или домовых книг, справка органов внутренних дел, подтверждающая факт обращения по вопросу утраты документов и денег, справка о пожаре, стихийном бедствии и другие документы).

Примечание. Заявление и справка о доходах семьи представляются в подлинниках, остальные документы - в копиях с предъявлением подлинников для сверки (п. 26 Административного регламента).

Шаг 4. Представьте заявление и необходимые документы в орган соцзащиты или МФЦ

Заявление можно представить лично, почтовым отправлением или в форме электронного документа с электронно-цифровой подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе через Единый портал госуслуг.

Решение об оказании помощи либо об отказе в ее оказании принимает территориальный орган соцзащиты. Срок принятия решения установлен в конкретном регионе. Так, например, в г. Москве решение должно быть принято не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления (разд. 3, 4 Положения), а в Московской области - в течение 10 рабочих дней со дня обращения пенсионера, однако этот срок может быть продлен по решению руководителя территориального подразделения до 25 рабочих дней (п. п. 19, 20 Административного регламента).

Днем обращения пенсионера за оказанием помощи считается день регистрации заявления с документами в органе социальной защиты населения (п. 21 Административного регламента).

Шаг 5. Получите материальную помощь

При получении уведомления об оказании помощи обратитесь в территориальное подразделение органа соцзащиты за материальной помощью, а если материальная помощь предоставлена путем перечисления денежных средств на ваш лицевой счет - в соответствующую кредитную организацию (п. 116 Административного регламента; разд. 1 Положения).

При получении уведомления об отказе в оказании материальной помощи обратитесь в территориальное подразделение органа соцзащиты или многофункциональный центр для выяснения причины отказа.

Обратите внимание!

Суммы единовременных выплат в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет бюджетных средств малоимущим гражданам, не облагаются НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Связанные вопросы

Кто имеет право на социальную доплату к пенсии? >>>

Каков размер социальной доплаты к пенсии? >>>

Как пенсионеру получить государственную социальную помощь? >>>