"Электронный журнал "Азбука права", 22.06.2017

КАК ПОТРЕБОВАТЬ УМЕНЬШЕНИЯ ЦЕНЫ,
ОБМЕНЯТЬ ИЛИ ВЕРНУТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ?

Возможность вернуть, обменять или потребовать уменьшения цены при приобретении лекарственных препаратов зависит от того, надлежащего или ненадлежащего качества препарат.

Условия возврата лекарственных препаратов

1. Лекарственный препарат надлежащего качества соответствует требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора.

Лекарственные препараты надлежащего качества нельзя вернуть или обменять, поскольку они входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 2.17 Порядка отпуска лекарственных средств, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785).

Однако тот факт, что лекарственные препараты входят в указанный Перечень, не означает, что их нельзя вернуть.

Если продавец не проинформировал вас о существенных потребительских свойствах лекарственных препаратов, в частности о наличии противопоказаний при применении безрецептурных лекарственных препаратов, вы вправе вернуть такие лекарственные препараты и потребовать от продавца возврата уплаченной за них суммы (ст. ст. 10, 12 Закона N 2300-1).

2. Лекарственный препарат ненадлежащего качества имеет недостатки, не соответствует требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора. Недостатки могут быть следующие: брак, дефекты маркировки, отсутствие инструкции по применению препарата, истекший срок годности, любые отклонения препарата от описания, приведенного в инструкции.

Если вы приобрели лекарство ненадлежащего качества, вы по своему выбору вправе вернуть его и потребовать от продавца возврата уплаченной суммы или замены лекарства на аналогичное (ст. ст. 18, 21 Закона N 2300-1).

Порядок действий при возврате или обмене лекарственных препаратов

Для возврата или обмена лекарственных препаратов рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь к продавцу с заявлением о возврате денег, обмене или уменьшении цены

В заявлении укажите причины возврата, обмена или уменьшения покупной цены на лекарственные препараты.

К заявлению приложите кассовый или товарный чек, подтверждающий оплату. Отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки, не лишает вас возможности ссылаться на свидетельские показания и не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований (абз. 3 п. 1 ст. 25 Закона N 2300-1).

Шаг 2. Дождитесь рассмотрения продавцом вашего заявления

Требования о возврате уплаченных денег и соразмерном уменьшении покупной цены продавец должен удовлетворить в течение десяти дней со дня предъявления требования (ст. 22 Закона N 2300-1).

Если предъявлено требование о замене лекарства, продавец обязан заменить его в течение семи дней со дня предъявления требования, а когда нужна дополнительная проверка качества лекарственного препарата - в течение двадцати дней со дня предъявления требования (абз. 1 п. 1 ст. 21 Закона N 2300-1).

Заменить лекарственный препарат можно в течение месяца, если он отсутствует у продавца в момент предъявления требования (абз. 2 п. 1 ст. 21 Закона N 2300-1).

За нарушение указанных сроков продавец должен уплатить вам неустойку в размере одного процента цены лекарственных препаратов за каждый день просрочки (абз. 1 п. 1 ст. 23 Закона N 2300-1).

В случае удовлетворения продавцом ваших требований получите от продавца деньги или их часть или новый лекарственный препарат.

Шаг 3. Обратитесь с заявлением в Роспотребнадзор или в суд, если продавец отказывает в удовлетворении требований

В заявлении в Роспотребнадзор укажите на нарушение ваших прав как потребителя.

Срок рассмотрения заявления в Роспотребнадзоре составляет один месяц (п. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. 5.12 Положения о Роспотребнадзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).

Рассмотрев заявление, Роспотребнадзор может:

- выдать продавцу предписание о прекращении нарушений прав потребителя;

- составить протокол об административном правонарушении в области защиты прав потребителей, рассмотреть дело об указанном административном правонарушении и принять меры по предотвращению такого нарушения;

- обратиться в суд с заявлением в защиту ваших прав (ст. 40 Закона N 2300-1).

Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь специалиста, стоимость которой в зависимости от сложности дела, суммы иска и иных факторов может оказаться существенной. В случае представления ваших интересов в суде потребуется подготовить нотариальную доверенность на представителя (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ).

При удовлетворении иска суд по вашему ходатайству может полностью или частично взыскать с ответчика в вашу пользу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).

Связанные вопросы

В какой суд обращаться за защитой прав потребителей? >>>

Каков порядок налогообложения НДФЛ сумм возмещения судебных расходов? >>>