"Электронный журнал "Азбука права", 22.06.2017

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ РАБОТ (УСЛУГ)
НЕ ПРИЗНАЕТ НАСТУПЛЕНИЕ ГАРАНТИЙНОГО СЛУЧАЯ?

Гарантийным случаем называют выявление в течение гарантийного срока недостатков в выполненной работе, оказанной услуге.

В ряде случаев исполнители работ, отказываясь признать выявленные недостатки гарантийным случаем, ссылаются на то, что недостатки возникли после принятия работы (услуги) потребителем из-за нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы. В такой ситуации вам необходимо доказать обратное. При этом обязательно документируйте все свои действия: если урегулировать проблему не удастся, все собранные документы станут доказательствами вашей правоты в суде.

Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) в связи с наступлением гарантийного случая

При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вы вправе по своему выбору потребовать (п. 1 ст. 29 Закона от 07.02.1992 N 2300-1):

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом вы обязаны возвратить ранее переданную вам исполнителем вещь;

- возмещения понесенных вами расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Также вы вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок исполнитель не устранил недостатки выполненной работы (оказанной услуги). Вы можете отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если обнаружены существенные недостатки выполненной работы.

Вы имеете право на полное возмещение убытков, причиненных в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований.

Обращение потребителя с претензией к исполнителю работы (услуги) в связи с наступлением гарантийного случая

Обратитесь к исполнителю работы, услуги с письменной претензией, в которой укажите: свои фамилию, имя, отчество, адрес (для переписки), телефон; точное наименование услуги, работы в соответствии с документом, подтверждающим заказ на выполнение работы, оказание услуги; обстоятельства заказа работы, услуги (дату, место заказа работы, услуги; дату, порядок оплаты работы, услуги); описание обнаруженных недостатков и обстоятельства их обнаружения; ваши требования, связанные с обнаруженными недостатками; срок устранения недостатков, который должен быть разумным, то есть достаточным для совершения исполнителем действий, необходимых для устранения недостатков.

Приложите к претензии копии документов, подтверждающих заказ и оплату работы, услуги, - договор, чек, квитанцию и т.д.

Претензию передайте исполнителю непосредственно. На втором экземпляре претензии представитель исполнителя должен проставить дату ее получения, свои фамилию, имя, отчество, подпись, должность. Если исполнитель - организация, то проставляется также штамп или печать. Претензию можно отправить по почте по юридическому адресу исполнителя ценным письмом с описью вложения с уведомлением о вручении. Обязательно сохраните второй экземпляр претензии с отметкой о получении исполнителем, если претензия вручена лично, либо почтовое уведомление о вручении претензии - на случай, если свою правоту вам придется отстаивать в суде.

Одновременно с претензией передайте исполнителю изготовленную вещь (результат работы, услуги) для проведения экспертизы. Об этом составляется акт приема-передачи с обязательным указанием в нем недостатков результата работы (услуги), даты составления акта, наименования исполнителя, ваших данных. Акт составляется в двух экземплярах (по одному для вас и исполнителя) и подписывается и вами, и представителем исполнителя.

Если результат выполнения работ, оказания услуг технически невозможно передать исполнителю, например когда результатом выполнения работ является строительство дома, иного недвижимого имущества либо проведение ремонтных работ в квартире и т.п., исполнитель работ, услуг обязан направить своих представителей для составления акта осмотра результата выполнения работы, оказания услуги в согласованное с вами время.

Проведение экспертизы и обращение в суд

Если в установленный законом срок исполнитель работы, услуги не исполнил ваши требования, изложенные в претензии, проведите за свой счет экспертизу результата выполненной работы, оказанной услуги.

Рекомендуется уведомить исполнителя о времени и месте проведения экспертизы, отправив ему телеграмму, телефонограмму либо передав уведомление под расписку сотрудникам исполнителя.

Если в ходе экспертизы будет установлено, что причиной возникновения недостатков выполненной работы, оказанной услуги, на которые установлен гарантийный срок, не является нарушение правил использования результата работы, услуги, действия третьих лиц или непреодолимой силы, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих прав.

В ходе рассмотрения дела суд может по вашему ходатайству назначить проведение судебной экспертизы, результаты которой в большинстве случаев принимаются судом во внимание при принятии решения по делу (ст. 79 ГПК РФ).

Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).

При удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца в пользу потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь специалиста, стоимость которой в зависимости от сложности дела, суммы иска и иных факторов может оказаться существенной. В случае представления ваших интересов в суде потребуется подготовить нотариальную доверенность на представителя (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ).

При удовлетворении иска суд по вашему ходатайству может полностью или частично взыскать с ответчика в вашу пользу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).

Обращение потребителя в Роспотребнадзор

Кроме того, вы можете обратиться с жалобой на действия исполнителя в территориальный орган Роспотребнадзора. При этом необходимо учитывать, что начиная с 01.01.2017 проведение Роспотребнадзором по вашему обращению внеплановой проверки исполнителя возможно при условии, что вы предварительно обращались с претензией непосредственно к исполнителю и он вам не ответил или не удовлетворил ваши требования (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; Информация Роспотребнадзора от 07.12.2016).

По результатам проведения проверки Роспотребнадзор вправе привлечь исполнителя к ответственности за нарушение прав потребителя, а также вынести предписание об устранении выявленных нарушений (п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; пп. 2 п. 26, пп. 3 п. 68 Административного регламента, утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764; разд. 10 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103).

Обратите внимание!

Производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения НДФЛ. Выплачиваемая денежная компенсация морального вреда налогом не облагается (п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015).

Связанные вопросы

Как потребителю составить претензию продавцу (исполнителю)? >>>

Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей? >>>

Каков порядок налогообложения НДФЛ сумм возмещения судебных расходов? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Роспотребнадзора - www.rospotrebnadzor.ru