"Электронный журнал "Азбука права", 27.06.2017

МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ АВИАБИЛЕТ,
КУПЛЕННЫЙ ПО ПРОМОАКЦИИ С УСЛОВИЕМ
"БИЛЕТ НЕ ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ"?

Пассажир вправе отказаться от запланированного перелета и возвратить авиабилет перевозчику (авиакомпании) в установленном порядке. При этом перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира до оплаты им авиабилета об условиях возврата его стоимости в случае отказа от перелета (п. 1.1 ст. 103, ст. 108 ВК РФ).

Зачастую авиабилеты продаются на условиях их невозвратности. Цена на них, как правило, ниже, чем на обычные авиабилеты (которые возможно вернуть), что обусловлено риском, который принимает на себя пассажир в случае отказа от перелета. Вместе с тем в определенных случаях даже при приобретении "невозвратного" авиабилета возможно вернуть его стоимость.

Общие правила в случае приобретения "невозвратного" авиабилета

Если авиабилет приобретен с условием о невозврате платы за него ("невозвратный" билет), его стоимость при отказе от перелета не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств (например, аэропортовых сборов) (пп. 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ).

Основания безусловного возврата стоимости "невозвратного" авиабилета

Независимо от наличия или отсутствия условия о невозвратности стоимость авиабилета возвращается в случае вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с (п. 2 ст. 108 ВК РФ; п. 227 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82; п. п. 116, 117 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155):

1) его болезнью или болезнью члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на самолете (указанный факт должен быть подтвержден документально), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс.

Справка. Члены семьи и близкие родственники

Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры (п. 3 ст. 108 ВК РФ);

2) смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

3) задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию;

4) изменением перевозчиком маршрута перевозки;

5) несостоявшейся отправкой пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

6) несостоявшейся перевозкой, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при его личном досмотре или досмотре багажа не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

7) необеспечением перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

8) неправильным оформлением билета перевозчиком или уполномоченным агентом;

9) непредоставлением пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете.

Также перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях (п. 227 Федеральных авиационных правил).

Примечание. Расчет суммы, подлежащей возврату в случае вынужденного отказа пассажира от всей перевозки или ее части, производится в установленном порядке (п. п. 116 - 121 Правил, утв. Приказом Минтранса России N 155).

Связанные вопросы

Как вернуть электронный билет? >>>