"Электронный журнал "Азбука права", 18.10.2017

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ УТЕРИ БАГАЖА АВИАПЕРЕВОЗЧИКОМ?

Перевозчик несет ответственность за принятый к воздушной перевозке багаж (ст. 118 ВК РФ). Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир (п. 132 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).

Если в аэропорту прибытия ваш багаж отсутствует, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Оформите утерю багажа

До выхода из зала прилета обратитесь к представителю перевозчика или лицу, им уполномоченному. Как правило, это сотрудники службы розыска багажа, которая размещается в аэропорту непосредственно в местах выдачи багажа. Если утерянный багаж подлежал таможенному оформлению, дополнительно сообщите об этом представителю перевозчика.

Вам дадут инструкции к дальнейшим действиям, предложат оформить необходимые документы, в том числе письменное заявление о неполучении багажа, на основании которого перевозчик примет необходимые меры к розыску багажа (п. 154 Правил).

Для оформления документов на утерянный багаж, как правило, требуются авиабилет, багажная квитанция, посадочный талон, отрывной талон багажной бирки, документ, удостоверяющий личность. Также рекомендуем уточнить у представителя перевозчика, какие документы необходимо сохранить, чтобы впоследствии получить найденный багаж либо предъявить претензию в случае его утраты.

Если багаж должен был быть доставлен из-за границы, то по таможенному законодательству багаж, не доставленный по причинам, не зависящим от физического лица, считается несопровождаемым багажом (п. 21 Инструкции, утв. Решением КТС от 18.06.2010 N 311). Данный багаж подлежит обязательному письменному декларированию (пп. 1 п. 2 ст. 355 ТК ТС).

Даже если в отношении вашего багажа не установлены запреты или ограничения на ввоз и не подлежат уплате таможенные платежи, потребуется заполнить в двух экземплярах пассажирскую таможенную декларацию. Один экземпляр остается в таможенном органе, а второй экземпляр остается у представителя перевозчика или уполномоченного им лица.

Обратите внимание!

Если по прилету вы не заполните пассажирскую таможенную декларацию на утерянный багаж, то перевозчик не сможет доставить его в указанное вами место назначения. Кроме того, может потребоваться уплата таможенных платежей (п. 2 ст. 356 ТК ТС).

На розыск багажа перевозчику отводится 21 день со дня предъявления заявления о неполучении багажа (п. 154 Правил).

Шаг 2А. Если багаж найден в течение 21 дня, ждите его доставки

Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик уведомляет владельца багажа и доставляет багаж в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, или по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы (п. 154 Правил).

Шаг 2Б. Если багаж не найден в течение 21 дня, потребуйте возмещения вреда, причиненного утерей багажа

Для этого обратитесь к авиаперевозчику с претензией (п. 154 Правил).

Размер ответственности за утерю багажа с объявлением ценности составляет сумму объявленной ценности. Размер ответственности за утерю багажа без объявления ценности составляет стоимость утерянного багажа, но не более 600 руб. за 1 кг веса багажа (п. 1 ст. 119 ВК РФ).

Однако при международных воздушных перевозках ответственность за утерю багажа устанавливается в соответствии с международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности за утерю багажа без объявленной ценности ограничен суммой 1 000 специальных прав заимствования, за утерю багажа с объявленной ценностью составит сумму объявленной ценности (ст. 3, п. 3 ст. 119 ВК РФ; п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 23 Монреальской конвенции от 28.05.1999; абз. 1 Закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ).

Примечание. Монреальская конвенция применяется, если место отправления и место назначения расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством-участником (п. 2 ст. 1 Монреальской конвенции).

Также перевозчик может заключить соглашение с пассажирами о повышении своей ответственности по сравнению с вышеуказанными размерами. В таком случае размер ответственности перевозчика определяется на основании данного соглашения (ст. 123 ВК РФ).

Кроме того, если багаж утерян либо доставлен с опозданием, вы можете претендовать на компенсацию морального вреда (ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).