"Электронный журнал "Азбука права", 26.06.2017

КАК ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР ПОЖИЗНЕННОЙ РЕНТЫ?

Заключить договор ренты (в качестве получателя ренты) вы можете, только если являетесь собственником имущества и оно не обременено правами третьих лиц (например ипотека, аренда и т.п.).

Для заключения договора ренты рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Получите поэтажный план и экспликацию квартиры

Данные документы вы можете получить в БТИ по месту нахождения имущества или в МФЦ. Для этого необходимо представить паспорт, свидетельство о собственности на квартиру, выданное до 15.07.2016, либо выписку из ЕГРН (до 01.01.2017 - ЕГРП), удостоверяющую право собственности, а также документ - основание возникновения права собственности (договор передачи в результате приватизации, договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о праве на наследство), заполнить в БТИ заявление и оплатить услуги БТИ (если вы обращаетесь в БТИ).

В случае обращения представителя необходимо предоставить оригинал доверенности и ее копию.

Срок изготовления документов составляет, как правило, не более 10 дней.

Шаг 2. Получите необходимые документы в МФЦ

Вам необходимо получить в МФЦ следующие документы:

- выписку из домовой книги;

- копию финансово-лицевого счета;

- единый жилищный документ.

Для получения документов необходимо представить паспорт гражданина РФ.

Указанные документы выдаются заявителю в день обращения бесплатно.

Шаг 3. Получите выписки из ЕГРН

Так, в частности, потребуются:

- выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на квартиру;

- выписка о кадастровой стоимости квартиры.

Шаг 4. Запросите по возможности у получателя ренты справки из наркологического и психоневрологического диспансеров

Данные справки должны содержать сведения о том, что получатель ренты не состоит на учете у психиатра и нарколога. Получить их он может в наркологическом и психоневрологическом диспансерах по месту своего жительства.

В случае непредставления указанных справок можно обратиться к получателю ренты с просьбой пройти освидетельствование у психиатра непосредственно перед сделкой.

Шаг 5. Обратитесь к нотариусу для оформления и удостоверения договора пожизненной ренты

Для оформления договора стороны договора лично обращаются к нотариусу и представляют следующие необходимые документы:

- договор пожизненной ренты (если он составлялся сторонами);

- документ, на основании которого возникло право собственности у получателя ренты;

- свидетельство о собственности, если собственность зарегистрирована до 15.07.2016, либо выписку из ЕГРН (до 01.01.2017 - ЕГРП) (ч. 7 ст. 21 Закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ);

- выписку из домовой книги;

- копию финансово-лицевого счета;

- единый жилищный документ;

- поэтажный план и экспликацию из БТИ.

Часть документов может быть представлена вами самостоятельно или запрошена нотариусом в течение трех дней с момента вашего обращения, а именно (ст. 47.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1):

- выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости;

- выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Указанный перечень документов не является исчерпывающим, и в ряде случаев может потребоваться представление дополнительных документов или части указанных.

Удостоверение договора производится нотариусом, осуществляющим свою деятельность в любом из нотариальных округов, расположенных в пределах субъекта РФ, на территории которого находится недвижимое имущество, передаваемое по договору (ч. 1 ст. 56 Основ законодательства РФ о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).

Договор удостоверяется нотариусом в день обращения при заявителях.

За совершение нотариальных действий уплачивается госпошлина, которая в зависимости от цены квартиры составляет 0,5% от ее стоимости, но не более 20 000 руб. (пп. 5 п. 1 ст. 333.24 НК РФ).

Обратите внимание!

От уплаты госпошлины за совершение нотариальных действий освобождаются инвалиды I и II группы - на 50% по всем видам нотариальных действий (п. 2 ст. 333.38 НК РФ).

Шаг 6. Подготовьте документы для регистрации права собственности

Для регистрации права собственности в Росреестре потребуются следующие документы (ч. 1 - 2 ст. 14, ч. 3, 4 ст. 15, ст. 21 Закона N 218-ФЗ):

- заявление;

- договор пожизненной ренты в трех экземплярах;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

При обращении через представителя потребуется также нотариальная доверенность на представителя.

Уплатите госпошлину в размере 2 000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления орган регистрации прав возвращает заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 7. Обратитесь в Росреестр для регистрации права собственности

Документы в Росреестр можно подать лично или через МФЦ, в том числе независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра, а также уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме, направить по почте или представить в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).

Кроме того, по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, заявление о государственной регистрации прав может быть подано в Росреестр нотариусом, удостоверившим сделку (ст. 86.2 Основ законодательства РФ о нотариате; п. 5 ч. 3 ст. 15 Закона N 218-ФЗ).

Срок государственной регистрации на основании нотариально удостоверенного договора составляет не более трех рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявления и документов через МФЦ - пять рабочих дней. Если документы направляются в электронной форме, регистрация осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления таких документов (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 218-ФЗ).

По окончании срока регистрации получите выписку из ЕГРН, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию, а также договор ренты с отметкой о регистрации права собственности (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).

Если заявление о государственной регистрации было представлено нотариусом и иное не согласовано с вами, то указанные документы получает нотариус и передает их вам (ст. 86.2 Основ законодательства РФ о нотариате).

Обратите внимание!

Выплаты по договору ренты могут облагаться НДФЛ.

Связанные вопросы

Что учесть при заключении договора ренты? >>>

Как получить выписку из ЕГРН? >>>

Как облагаются НДФЛ выплаты по договору ренты с пожизненным содержанием? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы - www.mos.ru

Официальный сайт Росреестра - https://rosreestr.ru

Официальный сайт ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" - www.mosgorbti.ru