"Электронный журнал "Азбука права", 16.08.2017

КАКИЕ СМС-СООБЩЕНИЯ ВПРАВЕ НАПРАВЛЯТЬ БАНКИ СВОИМ КЛИЕНТАМ?

По общему правилу рассылка смс-сообщений по инициативе банка должна осуществляться только при наличии предварительного согласия его клиента (п. 1 ст. 44.1 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ).

Виды смс-сообщений, направляемых банками своим клиентам

1. Смс-сообщения об операциях, проведенных по счету.

Это самая распространенная на практике категория. Чаще всего такие смс-сообщения направляются по банковским картам, но ряд банков направляет их также по вкладам и текущим счетам. Зачастую услуга является платной для клиента.

2. Смс-сообщения, направленные на борьбу с просроченной задолженностью по кредитам/кредитным картам (картам с установленным лимитом овердрафта). Такие сообщения направляются как до даты очередного платежа в качестве напоминания о необходимости его погашения, так и после даты очередного платежа, если он не был вовремя погашен.

При наличии у вас просроченной денежной задолженности банк может направлять указанные смс-сообщения только в определенное время: в рабочие дни с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни - с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства или по месту пребывания должника, известным банку (п. 1 ч. 5 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ).

Также ограничивается частота сообщений: их направление допускается не более двух раз в сутки, не более четырех раз в неделю и не более шестнадцати раз в месяц (п. 2 ч. 5 ст. 7 Закона N 230-ФЗ).

3. Смс-сообщения, направленные на борьбу с мошенничеством. Например, это сообщения о том, что банковская карта заблокирована банком по подозрению в совершении по ней мошеннических операций, и т.п.

4. Смс-сообщения информационного характера: о результатах рассмотрения вашей заявки на кредит или кредитную карту, о факте доставки выпущенной карты в отделение банка и т.п. Такие сообщения направляются вам для вашего удобства.

5. Смс-сообщения рекламного характера, направляемые банком в целях информирования вас о его новых услугах.

Могут встречаться и иные виды сообщений. Выше перечислены наиболее часто встречающиеся.

Согласие на рассылку

Как правило, согласие на осуществление любых рассылок предоставляется вами при заключении с банком договора. Однако вы вправе отозвать свое согласие, например, при наличии у вас просроченной денежной задолженности, направив в банк соответствующее заявление. Однако это можно будет сделать не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки (п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 8 Закона N 230-ФЗ).

Прежде чем сделать этот шаг, настоятельно рекомендуем вам взвесить последствия такого отзыва, поскольку все смс-сообщения, кроме рекламных, направляются вам для вашего удобства, а также чтобы минимизировать или предотвратить возможные негативные финансовые последствия для вас. От рекламных рассылок вы можете отказаться отдельно - как на этапе заключения договора, так и после этого, написав в банк соответствующее заявление (ч. 2 ст. 15 Закона N 152-ФЗ).