"Электронный журнал "Азбука права", 17.08.2017

ДОЛЖЕН ЛИ ТУРАГЕНТ ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ
В СЛУЧАЕ ОТКАЗА В ПОЛУЧЕНИИ ВИЗЫ?

Одним из основных документов, позволяющих пересечь государственную границу иностранного государства, является виза.

Поэтому, если на дату начала путешествия виза не получена или в ее выдаче отказано, туристическая поездка не состоится.

Последствия для туриста будут зависеть от обстоятельств и причин неполучения визы:

- по независящим от сторон причинам (усмотрение консульства);

- по вине туриста;

- по вине турагента.

Неполучение визы по независящим от сторон причинам

Следует помнить, что консульства являются органами власти иностранного государства и могут отказать в выдаче визы без объяснения причин даже в тех случаях, когда все необходимые документы были представлены в срок.

Если причина отказа в получении визы не зависела ни от туриста, ни от турагента, применяются положения п. 3 ст. 781 ГК РФ.

Согласно указанным нормам закона при невозможности оказать услуги по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, турист обязан оплатить фактически понесенные расходы.

Таким образом, турист вправе претендовать на возврат оплаченной по договору суммы за вычетом денежных средств, перечисленных туроператором поставщикам услуг - отелям, авиаперевозчикам и т.д.

Эти расходы должны быть документально подтверждены.

Формальных требований к подтверждению расходов не существует. Оценка доказанности расходов - прерогатива самого потребителя, а в случае несогласия потребителя - суда.

Как правило, в состав доказательств включаются договоры туроператора с поставщиками, счета на оплату услуг, платежные поручения, авиабилеты, ваучеры, письма партнеров.

Неполучение визы по вине самого туриста

В ряде случаев отказывают в выдаче визы по вине самого туриста.

Это возможно, например, при некорректном или неверном заполнении анкеты, недостаточности предоставленных документов или при наличии неточности в них, в случае неверно указанных данных и т.д.

Одна из самых частых причин отказов - представление недостоверной информации о месте работы и размере заработной платы. Консульство использует различные возможности для проверки такой информации и в случае сомнений в ее достоверности отказывает в выдаче визы.

Обратите внимание!

Если причиной отказа в получении визы послужили действия самого туриста, то в соответствии с п. 2 ст. 781 ГК РФ он будет обязан оплатить услуги турагента в полном объеме. Это означает, что у туриста нет оснований рассчитывать на возврат денежных средств.

Нужно учитывать, что в рассматриваемых двух случаях турфирма может удержать деньги лишь при условии, что доказано надлежащее исполнение ею всех обязательств, направленных на получение визы, - информирование туриста о перечне необходимых документов, а также совершение всех необходимых действий.

Неполучение визы по вине турагента

Еще одна причина отказа в получении визы - действия или бездействие турагента.

Обычно нарушения со стороны турагента выражаются в непредставлении туристу информации по вопросам оформления визы либо в действиях, которые привели к непредставлению визы (ст. 14 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).

Например, турагент может не проинформировать туриста в полной мере о необходимом перечне представляемых в консульство документов либо не соблюсти срок, предусмотренный консульством, для подачи документов.

В подобных случаях могут применяться положения ст. ст. 12, 28, 29 Закона от 07.02.1992 N 2300-1, согласно которым исполнитель (турагент) обязан не просто вернуть все оплаченные по договору денежные средства, но и возместить убытки потребителя.

К дополнительным убыткам туриста могут быть отнесены расходы на проезд из города проживания туриста к месту начала несостоявшегося путешествия (например, перелет из региона в Москву в аэропорт отправления), расходы по повторной оплате поездки, когда виза уже была все-таки получена, и т.д.