"Электронный журнал "Азбука права", 23.08.2017

КАК ПРОВОДЯТСЯ ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
У ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ?

Предметом выездной проверки налогоплательщика - физического лица является правильность исчисления и своевременность уплаты им налогов, в том числе нескольких налогов одновременно (ст. 89 НК РФ).

Чтобы проверить правомерность и корректность проведения выездной проверки, рекомендуем ознакомиться с процедурой и сроками ее проведения, а также правами сотрудников налоговых органов и налогоплательщиков при проведении такой проверки.

1. Назначение и проведение выездной проверки

Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку по месту жительства физлица. Однако сотрудники налогового органа должны получить согласие самого налогоплательщика и граждан, проживающих в жилом помещении проверяемого налогоплательщика, на проведение налоговой проверки. При отсутствии такого согласия выездная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции РФ; абз. 1 п. 2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ).

Выездная проверка ограничена проверяемым периодом, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

1.1. Срок проведения проверки

У сотрудников налогового органа есть два месяца для проведения выездной проверки. Данный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев, если (п. 6 ст. 89 НК РФ; п. 2 Порядка, приведенного в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@):

- налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении законодательства и требует дополнительной проверки;

- на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

- проверяемый налогоплательщик не представил в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

- имеются иные обстоятельства.

Также срок выездной проверки может быть приостановлен (не более чем на шесть месяцев), например, в связи с необходимостью проведения экспертизы (п. 9 ст. 89 НК РФ).

1.2. Права налоговых органов и налогоплательщика при проведении проверки

Сотрудники налоговых органов вправе независимо от наличия согласия налогоплательщика (ст. 31, п. п. 12 - 14 ст. 89, ст. ст. 86, 90 - 97 НК РФ):

- запрашивать необходимые для проверки документы, а также истребовать их у третьих лиц;

- осматривать имущество налогоплательщика в нежилых помещениях и производить в них выемку документов и предметов;

- вызывать в качестве свидетеля любое физлицо, которому может быть известна какая-либо имеющая значение информация;

- привлекать специалистов и экспертов.

Если физлицо препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определять подлежащие уплате им суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о физлице, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Налогоплательщики, в свою очередь, в частности, имеют право (п. п. 1, 15 ст. 89, п. 1 ст. 91, п. п. 5, 6 ст. 100, абз. 3 п. 2, п. 6.1 ст. 101, ст. ст. 137 - 139.1 НК РФ):

- на ознакомление с решением о проведении выездной проверки и с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля;

- получение справки о проведенной выездной проверке и акта проверки;

- подачу письменных возражений по акту выездной проверки и по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а также обжалование итогового решения.

2. Оформление результатов выездной проверки

В последний день проведения выездной проверки налоговый орган составляет и вручает налогоплательщику справку о проведенной проверке.

Также до истечения двух месяцев с момента составления указанной справки налоговый орган составляет акт налоговой проверки и вручает его налогоплательщику или его представителю в течение пяти рабочих дней со дня, которым он датирован (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 15 ст. 89, п. п. 1, 5 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с актом налоговой проверки, то в течение месяца со дня получения акта может подать письменные возражения на него в налоговый орган, проводивший проверку (п. 6 ст. 100 НК РФ).

2.1. Рассмотрение материалов и принятие решения по выездной проверке

Срок рассмотрения и принятия решения составляет 10 рабочих дней с даты окончания срока представления возражений по акту проверки и может быть продлен не более чем на месяц.

В некоторых случаях назначается новая дата рассмотрения материалов проверки (повторное рассмотрение), в частности при необходимости участия свидетеля, специалиста или эксперта (п. 1, абз. 4 п. 2, абз. 2 п. 4, п. 6 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов руководитель налогового органа должен вынести решение (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ):

- о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае принятия последнего из указанных решений по результатам рассмотрения материалов принимается решение о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности - в течение 10 дней со дня истечения срока для представления налогоплательщиком возражений (п. п. 1, 6.1, 7 ст. 101 НК РФ).

2.2. Вручение налогоплательщику решения по итогам выездной проверки

Решение, принятое по итогам налоговой проверки, должно быть вручено физлицу (его представителю) под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в течение пяти рабочих дней после его вынесения. В случае если решение невозможно вручить или передать указанным способом, оно направляется по почте заказным письмом по месту жительства физлица (при этом датой его вручения считается шестой день со дня отправки письма) (п. 9 ст. 101 НК РФ).

2.3. Вступление в силу и исполнение решения по выездной проверке

По истечении месяца со дня вручения решение вступает в силу. При этом налогоплательщик обязан исполнить вступившее в силу решение. Для этого налоговый орган в течение 20 рабочих дней со дня вступления итогового решения в силу вручает (направляет) физлицу требование об уплате начисленных по решению сумм (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 69, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 9 ст. 101, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта. Однако при обжаловании вступившего в силу решения о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности его исполнение может быть приостановлено по заявлению налогоплательщика при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).