"Электронный журнал "Азбука права", 21.09.2017

КАК ОФОРМИТЬ ПЕНСИЮ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА?

В связи с потерей кормильца членам его семьи назначается пенсия, которая в зависимости от оснований для ее назначения и претендующих на ее получение лиц может быть страховой пенсией, пенсией по государственному пенсионному обеспечению и социальной пенсией (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 4, 5 п. 1, п. п. 5, 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ).

Чтобы оформить пенсию по случаю потери кормильца, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Соберите необходимые документы

Для оформления пенсии по случаю потери кормильца необходимо подготовить, в частности следующие документы (п. п. 2 - 4, 10, 67 Перечня документов, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н; п. п. 17, 24, 38 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н; Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015):

1) заявление о назначении пенсии;

2) документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его возраст и гражданство;

3) свидетельство о смерти кормильца;

4) документы, подтверждающие периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж умершего кормильца, - для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца;

5) документы, подтверждающие родственные отношения с кормильцем, - свидетельства о рождении, усыновлении, заключении или расторжении брака;

6) документы, подтверждающие возраст умершего кормильца на дату смерти (паспорт);

7) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

8) документы, подтверждающие личность и полномочия представителя (при обращении в ПФР через представителя).

Примечание. Необходимые для установления пенсии документы и сведения у вас могут запросить только в случае, если они не находятся в распоряжении территориального органа ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций (ч. 7 ст. 21 Закона N 400-ФЗ; п. п. 41, 55 Регламента).

Шаг 2. Подайте заявление о назначении пенсии и соответствующие документы

Заявление и документы можно представить в ТО ПФР непосредственно, по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ТО ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (п. 80 Регламента; п. 4 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н).

По общему правилу заявление и документы подаются в ТО ПФР по месту жительства (месту пребывания) гражданина. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в ТО ПФР по месту своего фактического проживания (п. 81 Регламента).

Граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за пределы РФ и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в РФ, подают заявление непосредственно в ПФР по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4 (п. п. 2, 4, 56 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 06.06.2016 N 279н).

Шаг 3. Дождитесь решения ТО ПФР о назначении пенсии по случаю потери кормильца

ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и всех необходимых документов (п. 38 Правил N 884н; п. 13 Регламента).

Пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если гражданин обратился за указанной пенсией в течение 12 месяцев со дня смерти кормильца. В этом случае ее назначение происходит со дня смерти кормильца. Если прошло больше 12 месяцев - то на 12 месяцев раньше дня обращения (п. 3 ч. 5 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).

Днем обращения за указанной пенсией считается день приема ТО ПФР заявления и необходимых документов, а при их направлении по почте или представлении в форме электронного документа - дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления в форме электронного документа. При подаче документов через МФЦ днем обращения за пенсией будет дата приема заявления МФЦ (п. 25 Правил; п. 80 Регламента).

Пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого заявитель считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно (пп. 5 п. 4 ст. 23 Закона N 166-ФЗ).

Связанные вопросы

Какие документы нужны для оформления пенсии по случаю потери кормильца? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Пенсионного фонда - www.pfrf.ru